Чистый убыток госкорпорации РЖД составил по итогам 2020 года 52,9 миллиардов рублей.
В РЖД объясняют такой результат ковидным падением пассажирских перевозок в поездах дальнего следования. Они уменьшились на 42,1%. Учитывая, что в индексируемых тарифах на пассажирские перевозки 2% составляют отчисления на «ремонт капитальной инфраструктуры» такая ситуация по аргументации экспертов РЖД, ставит под угрозу инвестиционные планы компании. Регулируемая индексация ( базовая ставка без надбавок 3,7% и 3,9%) не компенсирует потери РЖД.
В этих условиях в госкорпорации предлагают два варианта разрешения кризиса.
Первый – вывести из-под контроля ФАС определение тарифов на общие и плацкартные места и передать их формирование в компетенцию РЖД, одновременно повысив верхнюю границу ограничений до 6-7% - уровень фактической инфляции.
Второй – получить финансирование в 70-90 миллиардов рублей из ФНБ по образцу «Аэрофлота», который провел примерно на эти суммы эмиссию своих обыкновенных акций.
Первый вариант грозит ростом социальной напряженности и блокировкой социальной мобильности граждан. Второй – чреват потерей денег по прецеденту 2014 года, когда в трех проектах РЖД были заморожены сотни миллиардов рублей из ФНБ.
Эксперты также отмечают, что падение пассажиропотока на 46,2% до 53,3 миллиардов пассажиро-километров в 2020 году не коррелируются с общим уменьшением прибыли на 130%.
Такая диспропорция может означать, что под предлогом пандемийных убытков руководство РЖД пытается получить бюджетное финансирование или иные льготы, чтобы закрыть масштабные непроизводительные траты и потери от халатности и коррупции. Включая десятки миллиардов рублей, похищенных и выведенных за границу в 2014-2018 годах по данным правоохранительных органов, строительным подрядчиком РЖД – группой 1520 Ушеровича и Маркелова.
@russica2